Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о страхе Божием и о любви Божией

Святитель Игнатий Брянчанинов Желающий приступить к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия Чувство священного страха, чувство глубочайшего благоговения к Богу, указывается нам с одной стороны необъятным величием Существа Божия, с другой - нашей крайней ограниченностью, нашей немощью, нашим состоянием греховности, падения. Страх предписывается нам и Священным Писанием, которое начало заменять для нас голос совести и естественного закона, когда они омрачились, стали издавать неясные, по большей части лживые звуки, которое вполне заменило их, когда явилось Евангелие. Начало великой науки - деятельного Богопознания - страх Божий. Эта наука называется в Священном Писании премудростью. Страх Господень слава и похвала, и веселие, и венец радости. Страхом Господним научаемся уклоняться от грехов:

Сокровищница духовной мудрости

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред. Так, некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор.

Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественной Благодатью.

величайшей из всех добродетелей, в которой обитает Дух Святый. Она есть нестяжания, нищеты, страха Божия, ведения и других, главнейшая же из Это дело превыше естества, и сколь велико это дарование, почти столь .

Говоря о поэтапном вхождении, я подразумевал переход от одного вида молитвы к другому от словесной к умной, от умной к сердечной. Об этих видах, как Вы хорошо знаете, говорят многие подвижники. Мне очень понравилась книга-наставление архиеп. Антония Голынского-Михайловского"О молитве Иисусовой и божественной благодати" : Поэтому когда мы, успокоившись, входим в себя в молитве, первым делом наталкиваемся на дневные переживания и роение мысленное.

Когда с круговертью мыслей сразу не справиться - времени нет или обстоятельства не позволяют, мне помогает один простой способ: Это очень важный момент - мы уже не отождествляем себя с головной деятельностью, хотя с мыслями совладеть в силу разных причин еще не можем. Сосредоточение на кончике языка, горле, дыхании, четках и др. Если научились держаться крепко, пусть мысли еще роятся в стороне, можно и подтягиваться, используя то же сосредоточение. Помыслы во время службы. Было время, когда я не специально даже изучал их природу, потому что, как Вы верно говорите, набег помыслов во время молитвы в храме бывает особенно жесток.

Во-первых, мы сами как бы обнажены умом своим во время службы, во-вторых, мы молимся соборно. Много раз я наблюдал интересный эффект, когда все люди в храме стояли, сосредоточенно молясь захожан и"туристов" не было , и в это время входил человек с улицы в недолжном состоянии. Сразу резко падало внутреннее пространство тишины и покоя, которое обычно бывает при молитвенном настроении.

Пусть смеются Господь им судья, Пусть злословят устами своими, Но сказал же Христос: Я странник в этой жизни, только странник. Не увлечет меня мирской суетный блеск. О, как приятно мне Твое дыханье — Дыханье вечности и каждый Духа всплеск! Твоя любовь превыше всех чудес! Когда возьмешь к Себе узнать позволь мне?

И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и Итак , каждый из нас должен иметь какое-то духовное дарование, ибо через это.

Боясь Господа, будешь все делать хорошо. Вот страх, которым должно страшиться, чтобы спастись. Диавола же не бойся; ибо, боясь Господа, ты будешь господствовать над диаволом, потому что в нем нет никакой силы. А в ком нет силы, того не должно бояться. В ком есть превосходная сила, того и должно бояться. Ибо всякий, имеющий силу, внушает страх; а кто не имеет силы, всеми презирается.

Добротолюбие - Избранное для мирян

Наставления Марка подвижника о духовной жизни 1. В то время, сколько было можно, в лице любви твоей предлагал я душеспасительные мысли и советы благоразумия, показывая, какими трудами и какими подвижническими усилиями душа с рассуждением и просвещенным ведением, разумно по Евангелию живущая, может, будучи веры ради вспомоществуема благодатью, преодолеть ключом бьющие внутрь сердца злые помыслы и чувства , особенно же указанные страсти.

Ибо по духу каких страстей, ради предрасположения к ним и свычности с ними, окачествовалась душа, будучи ими особенно возбуждаема, против тех должна она воспринять и подвиг непрерывно-тщательнейший, пока не покорит плотские и бессловесные воздействия влечения греха, которыми прежде была покоряема, увлекаема и отводима в плен через внутреннее с ними в мыслях сосложение, вынуждаемое частым воспоминанием худых помыслов и страстное с ними собеседование.

Вот с чего, сын мой, должен начать ты спасительное по Богу устроение жизни твоей. Незабвенно и приснопамятно надлежит тебе содержать в уме своем с непрестанным размышлением все бывшие и бывающие с тобою промыслительные действия Человеколюбивого Бога и все благодеяния Его во спасение души твоей и никак не позволять себе, по причине ли омрачения злым забвением наводимым врагом , или по причине разленения, не памятовать о многих и великих Его благодеяниях и поэтому бесполезно и неблагодарно проводить остальное время жизни.

Ибо такие воспоминания, как остен какой, уязвляя сердце, подвигают его всегда к исповеданию щедрот Божьих , к смирению, к благодарению с сокрушенной душой, к радению о всем добром, к стяжанию в воздаяние за благодеяния благих нравов и обычаев и всякой по Богу добродетели, вследствие углубления добросовестной мыслью в следующее пророческое слово:

ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в . стыд и страх для тех, которые в суете мирской забывают Его. Какая радость для Им «превыше всех небес» и посажена не небесном престоле одесную (по правую . другой- другое получает из благодатных дарований».

Содержимое Рассуждает Сергей Комаров. Но необходимо понимать природу этого страха. Церковная мудрость предлагает рассуждение о страхе раба, наемника и сына. Раб боится прогневать хозяина из-за страха наказания. Наемник опасается не выполнить план работы, так как это грозит уменьшением зарплаты. Сын же боится огорчить отца своей нерадивостью. Итак, каждый имеет некоторый страх, но качественно разный. Страх Божий может начинаться со страха раба, но должен иметь направление роста к страху сыновнему, переходя постепенно в чистую любовь к Небесному Отцу.

Важно знать, что страх Божий — понятие положительное, а не отрицательное. Богобоязненность, в библейском понимании, есть первичная и основная добродетель, от которой происходят все основные: И, конечно же, устремленность любить Его как источник жизни, света, добра. Например, во время Венчания из Апостола читаются такие слова: Очевидно, боязнь мужа надо понимать не как требование рабской покорности, а как страх огорчить его, разрушить таинство взаимной любви.

Любовь это не чувство, а подвиг самоотдачи. Или семейная аскетика ...

Предисловие Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Истины Добротолюбия начертаны письменами святых отцов, имевших ум богопросвещенный и сердце столь чистое, что многие из них еще при жизни, на земле, зрели Бога. Дивные умы и огненные сердца начертали Добротолюбие. Перстный, суетный человек только тогда приобретет эту жемчужину духа, войдет в чертог царственного пира, когда смиренно, сознав немощь ума своего, пятна и раны на сердце своем, с молитвою к Духу Святому раскроет страницы Добротолюбия.

[Единство веры и разнообразие благодатных дарований] 10 Нисшедший, Он же – и восшедший превыше всех небес, чтобы наполнить всё. к единой вере в познании Сына Божия, не станем совершеннолетними, . Горе нам, что, предавшись суетным заботам и тщеславию, мы забыли страх Божий.

О законе духовном, глав 1. Во-первых надобно знать, что Бог есть начало причина , средина и конец всякого блага. Благому же нельзя веровать или совершать оное иначе, как только во Христе Иисусе и в Духе Святом. Всякое благо даруется нам от Господа, и кто так верует, тот не лишится его. Несомненная вера есть крепкий столп, и Христос бывает всем для верующего. Во всяком твоем предприятии началом да будет Бог, Который есть виновник всякого блага, дабы предпринимаемое тобой дело было по Богу.

Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим. Призывай Бога, чтобы Он отверз очи сердца твоего, и тогда увидишь пользу молитвы и чтения, уясняемого опытом. Кто имеет какое-либо духовное дарование, и состраждет не имеющим оного, тот состраданием сохраняет сей дар.

Кичливый же, будучи поражаем помыслами самомнения, теряет оный.

ЛЮБОВЬ И СТРАХ БОЖИЙ

Мы так много об этом читали и слышали, что само понятие немного замылилось. Мне хотелось бы дать мое понимание этого. Каким образом страх Божий может быть источником мудрости? Во-первых, стоит для начала признать, что мы не обладаем, и никогда не будем обладать познанием всего или полнотой мудрости. В любой ситуации мы больше угадываем, чем знаем. Иногда мы обладаем знанием, но, как правило, это знание является только лишь откровением, не больше.

«Начало премудрости страх Господень, разум же благ всем творящим его» ( Пс, 10). (2,6) Подобно Царству Божию евангельской притчи, мудрость ибо Тот, Кто превыше всех, различив ( ), производит не только .. то согрешать без страха после получения веры, и ведения, и дарований.

Серафим Саровский""Начало всех добродетелей и начало мудрости есть страх Господень. Как свет, входя в земной дом, прогоняет тьму и освещает дом, так и страх Господень, входя в сердце человека, прогоняет тьму греховную и освещает человека всеми добродетелями и мудростью. Нет ничего превосходнее страха Божия, страха Господа нашего Иисуса Христа. Страх Господень руководит к великой славе и благодати; и тот, кто боится Господа, благоугоден Ему.

Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия. Ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки. Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его.

Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.

Свт. Игнатий. Слово о страхе Божием и о любви Божией

93 Оракул , закрыт 8 лет назад Что это, какова функция, какова цель, каковы причины. Лучший ответ Благоговение перед Всемогущим Богом Комментарий удален - когда страшно представить Его величие и могущество в случае моих наглых действий и причинения вреда чему-то или кому-то рядом. Комментарий удален Это когда ты думаешь что боишься Бога Комментарий удален Нежелание ослушаться Родителя души.

Комментарий удален Валерий Сокулин Просветленный начала страх - когда чело раб Божий, потом нежелание - когда стал чадом Божиим. Подчинение Господу из страха наказания - раб Божий.

Описание: Ахтырская икона Божией Матери была обретена 2 июля года Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою». . в Тебе же, Мати Божия, неисчерпаемый источник благодатных дарований.

Но мы сделались так сложны и лукавы, так чужды духовного разума, что нуждаемся в тщательнейшем руководстве и наставлении для правильного и благоугодного служения Богу. Весьма часто мы приступаем к служению Богу при посредстве такого способа, который противен установлению Божию, воспрещен Богом, который приносит душам нашим не пользу, а вред.

Так некоторые, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышеннейшая из добродетелей 1Кор. Бог отвращается от этой жертвы нечистой. Он требует от человека любви, но любви истинной, духовной, святой, а не мечтательной, плотской, оскверненной гордостью и сладострастием. Бога невозможно иначе любить, как сердцем очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: Напротив того, та любовь, которая принадлежит к числу наших естественных свойств, находится в греховном повреждении, объемлющем весь род человеческий, все существо каждого человека, все свойства каждого человека.

Тщетно будем стремиться к служению Богу, к соединению с Богом этою любовью!

КНИГА ПЕРВАЯ.

Страх закона и страх Божий Не могут иметь ко мне никакого отношения[88], есть страх Божий, о котором мы слишком мало знаем и который, к сожалению, утрачиваем, а именно: Это не ужас погибшего грешника перед лицом Святости, а трепет истинного ребенка перед самым любящим из всех отцов; не страх перед тем, что Он мог бы сделать нам, а опасение нанести обиду Ему. Эта последняя область проникновенности — самая глубокая, и она может гарантировать ценность двух других, потому что не бывает провала в жизни тех, кому Господь даровал Свое совершенное спасение.

Начало истинной жизни в человеке — страх Божий. А он не терпит того, чтобы А если не предваряет, то путем всех людей, каким шествовали они друг за своей столько прилично приятию дарований, как время молитвы, когда, по сказанному, или по естеству делает кто правду, или превыше.

Смотреть полностью Исполнив обет, Иосиф возвратился в Египет. Еще продолжало беспокоить братьев совершенное ими над ним злодеяние. Они подозревали вельможу-брата в памятозлобии, а эта чистая, святая душа была способна только к благости! Полагая, что Иосиф не хотел зрелищем мщения возмутить спокойствие престарелого отца, что он отлагал мщение до удобного времени, они пришли к нему и сказали: Когда они говорили это, Иосиф плакал.

Они пали пред ним и сказали: Вы сговорились сделать мне зло, а Бог совещал о мне благое. И исполнилось Его определение! Живая вера в Бога и зрение чистым душевным оком Промысла Божия возносят человека превыше всех бедствий, превыше страшного душевного бедствия: Книга Бытия умалчивает о дальнейших обстоятельствах жизни Иосифовой: Писание говорит только, что Иосиф остаток дней своих провел в Египте, видел внуков Ефремовых, видел сынов Махира, старшего сына Манассиина, и скончался ста десяти лет.

Что значит «страх Божий» – разве Бога нужно бояться?

Наставления, полезные для духовной жизни. О подражании Христу и о презрении мира и всех его сует. Этими словами Христос призывает нас подражать Его жизни и нравам, если мы хотим по истине просветиться и избавиться от всей сердечной слепоты. Итак, да будет нашим главным попечением поучаться в жизни Христа Иисуса.

А Библия ставит Господа превыше всех и запрещает поклоняться богам, творить кумиров, Для православной аскетической традиции страх Божий является из соблюдения закона Божия. Сразу после дарования десяти послал апостолов обращать неразумных людей, призвать всех на.

Но и самый смысл текста заставляет отнести к нему вдохновенный плач Пророка. Сыне человечь, возми плачь на князя Тирска, и рцы ему: В сладости рая Божия был , всяким камением драгим украсился Ты, с Херувимом вчиних тя в горе святей Божий, был среде качений огненных. Был ты непорочен во днех твоих, от негоже дне создал , дондеже обретошася неправды в тебе. От множества купли твоея наполнил сокровища твоя беззакония, и согрешил , и уязвлен от горы Божия: Вознесеся сердце твое в доброте твоей, истле хитрость твоя с добротою твоею: Эти слова Пророка никак не могут быть отнесены к земному князю Тира: Тир был основан идолопоклонниками и постоянно пребывал в нечестии, следовательно, князь его никак и никогда не мог быть печатию уподобления, венцом правды, никак не мог быть помещен в раю и вчинен в Херувимах.

Что Господь заповедует Пророку плач о ангеле падшем, нисколько не странно: Всеблагий Господь открывает нам в заповедании этого плача великое Свое милосердие и сострадание к погибшему созданию Своему. И человек, когда по дару Святого Духа ощутит в душе своей обилие вышеестественного благодатного милосердия, не может не сострадать всей твари, подвергшейся падению и томящейся в нем, не исключая и самих ожесточенных врагов человеческого рода, демонов. Обольщенный и увлеченный самомнением и гордынею, Херувим обольстил и увлек с собою великое множество ангелов, между которыми многие были из высших степеней.

СТРАХ БОЖИЙ. «Соприкосновение» (1721)