Экзистенциализм (2)

Очерки по истории философии и культуры. Никто из них не подозревал, что присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого М. Ясперс в Германии, Ж. Марсель во Франции вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли столетия. Тип философствования, который культивировал экзистенциализм, действительно был необычным. Его представители не пытались проникнуть в методологические тайны науки, раскрыть природу искусства, морали и религии, предложить новые глобальные философско-исторические конструкции. Они решительно ставили в центр внимания индивидуальные смысложизненные вопросы вины и ответственности, решения и выбора, отношения человека к своему призванию и к смерти и проявляли интерес к проблематике науки, морали, религии, философии истории в той мере, в какой она соприкасалась с этими вопросами.

Сибирская Академия Государственной Службы

Каждая новая глава строится на понятиях, определенных в предыдущей: Адам, как подчеркивает Гоббс4, знал очень мало слов. Подобно ему, Гоббс начинает с нескольких самых простых терминов и самоочевидных положений, чтобы потом вывести из них дедуктивно все богатство человеческого знания. Гоббс сравнивает своего абсолютного властителя с гусями, которые спасли Рим, не потому что это были какие-то особые, талантливые или высокородные гуси, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте.

Подобно тому, теория Гоббса легитимирует само наличие сильной государственной власти, и ему неважно, Кромвель это или Карл Кромвель, видимо, предпочтительнее, потому что он уже занимает нужную позицию. К развитию технической аналогии Гоббс и переходит сразу во Введении-.

знания. Согласно Т. Гоббсу, страх как «беспокойство о будущем» играет двоякую роль. Как говорил Сартр: «Страх - это боязнь самого себя вслед-.

Оценка экзистенциального анализа существования человека с точки зрения философии Объединения Может возникнуть впечатление, что разные философы по-разному трактуют понятие экзистенции, или существования. Однако в целом экзистенциализм можно охарактеризовать как философию, которая обращается к существенному"Я" или существенным условиям человеческого бытия. Согласно представлениям экзистенциалистов, в современном обществе люди оказались отчужденными от этого существенного"Я" и пришли в состояние отчаяния и страха.

Мыслители этого направления всерьез задумались над тем, как можно освободить человека от отчаяния и стараха. В даном разделе кратко рассматриваются и сопоставляются с воззрениями философии Объединения взгляды пяти экзистенциалистов на природу человека. Такой сравнительный анализ, возможно, поможет читателю углубить понимание теории изначальной природы в философии Объединения.

Анализ существования человека у Кьеркегора Серен Кьеркегор задавал себе вопрос: А что такое дух?

Неужели всего несколько лет назад можно было просто вынуть из карманов мелочь, ключи и пройти через детектор? Я много путешествую, бывает, что улетаю и возвращаюсь в тот же день, в этом случае мой багаж состоит только из пары книг и сумки с бумагами. Поэтому каждый раз я должен вынимать ее из кармана, упаковывать в прозрачный пластиковый пакет, отдельно пропускать через просвечивание, и лишь затем я могу снова достать ее из пакета и положить обратно в карман.

Если у вас есть наполовину наполненный флакон шампуня емкостью граммов, надо предъявить его службе безопасности.

Такое отречение, или отчуждение, отмечает Т. Гоббс, является Исходным пунктом онтологических размышлени Сартра является ничего своего и даже испытывает в некотором роде страх, что от него.

Вечный завет Бога с человеком; Автор - Герхард Г. Хазел Герхард Хазел Вечный завет Бога с человеком Пособие по изучению Библии на 1 квартал года Предисловие В году молодая англичанка, вглядываясь в морскую даль, увидела испанскую армаду, состоящую из вооруженных кораблей, собирающихся завоевать остров. Представшее ей зрелище напугало ее настолько сильно, что у женщины начались преждевременные роды.

Ребенок, появившийся на свет, стал одним из величайших европейских государственных деятелей. Томас Гоббс писал, что человек без государства пребывает в состоянии постоянного страха: Естественным состоянием человека, по его мнению, была война всех против всех. Гоббс считает, что существует только один путь: Эта верховная власть, сосредоточенная у одного человека или группы людей, имеющих в руках право на абсолютную гегемонию над народом, положила бы конец тем ужасным условиям, которые сделали жизнь народа такой пугающей и нестабильной.

Другими словами, в обмен на все свои права люди получают мир и безопасность. Подобную передачу власти, от народа к властелину, Гоббс называет заветом соглашением см. Но идея о завете берет свое начало не в работах Томаса Гоббса. Тысячи лет тому назад Бог заключил соглашение с Израилем, соглашение, корни которого фактически уходят в еще более далекое прошлое. В отличие от соглашения Гоббса, которое должно быть инициировано и провозглашено людьми, Инициатором и Глашатаем этого соглашения был истинный Повелитель, Творец неба и земли.

Соглашение Гоббса мотивировано страхом, в основе Божьего завета лежит любовь, которая привела Христа на крест.

Природа человека. Подходы, решения

Флоренский, есть прежде всего С. Божий, и кто хочет проникнуть в святилище религии, должен научиться страшиться. В религии ничего не вырастает без этого корня. Бог — великий и страшный для всех и во всем, любая религия пронизана этим неизъяснимым С. Чтобы познавать, надо коснуться предмета познания, и признаком этого прикосновения служит потрясение души, С.

Этим Сартр близок к древним стоикам, и этим экзистенциализм Сартра подобных тому, чем являются у Киркегора и Хайдеггера «страх» и «забота».

Мы завершим наш ретроспективный обзор, обратившись к еще двум нашим современникам, дело жизни которых, хотя оно еще не окончено, но в своих основных чертах уже, по-видимому, состоялось, уделяет как раз интересующей нас сейчас проблеме ничтожного специфически интенсивное внимание. Это Мартин Хайдеггер [, — прим. Они и в самом деле стоят рядом, лишь повернувшись спиной друг к другу. Но все же они стоят рядом друг с другом, и мы должны выслушать их обоих, если хотим разобраться сейчас с тем воззрением на ничтожное, которое — спустя полных два столетия после Лейбница и полные сто лет после Шлейермахера — стало характерным для десятилетий двух мировых войн, для нашего времени.

Злободневность с ее якобы неминуемо требующими признания позициями и критериями не есть мера всех вещей. И так называемая экзистенциальная философия нашего времени, в той или иной особой форме, определенно не есть та философия, за которой больше не будет никакой другой, и которой мы должны уделять здесь большее или вообще все наше внимание. Не будем забывать о том, что в эпоху Гегеля многие предавались подобной иллюзии о якобы окончательном значении именно его учения, причем были в этом еще больше уверены, а быть может, имели на это и большее право.

В занятиях богословием нужно все же иметь больше выдержки и не делать программной установкой следование господствующим в настоящее время философским течениям, сколь бы ни было велико наше собственное участие в них, не позволять им предписывать нам концептуальных позиций или хотя бы авторитетно корректировать таковые. Но ничто не мешает тому, чтобы мы позволяли сегодня обращаться к себе и типичному для сегодняшнего дня философскому мышлению и, насколько это возможно, учиться у него.

Страх в политике

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики. Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

Философские взгляды Жана-Поля Сартра. Эмпиризм и рационализм Бэкона, Декарта, Локка Гоббса и Спинозы · Философия Рене Декарта В этих произведениях в мучительной атмосфере несвободы, страха, обреченности и.

Фрейда, посвященная прояснению позиций психоанализа в области социальных н аук. Противоположность этих тенденций невозможно примирить — ведь они локализованы в душевной жизни так, что не входят друг с другом в прямой контакт. Стремление к наслаждению бессознательно. По образцу навязчивых запретов Фрейд конструирует историю табу. Но из того факта, что табу удержалось, следует, что первоначальное наслаждение от совершения запрещенного действия по-прежнему существует у народов, придерживающихся табу.

Абсолютный запрет на убийство тотема нарушается лишь в одном-единственном случае: По Дарвину, изначальное состояние человеческого общества — первичная орда. В орде тотемизма еще нет, как нет ни религии, ни социальной организации. Там есть вожак, жестокий ревнивый отец, владеющий всеми самками и изгоняющий подрастающих сыновей. Тотемизм здесь возникает следующим образом. Результатом убийства отца стало появление нравственности.

Собственно, оба табу тотемизма и есть начало нравственности.

Соловьёв Э.: Экзистенциализм (историко-критический очерк)

Работа над книгой велась во время драматических исторических событий: Жестокость реальности подтолкнула Гоббса к вступлению на путь, уже однажды намеченный Макиавелли. Как мы помним, последний, отвергнув аристотелевскую идею описывать политическую жизнь с точки зрения цели Благо , решил проанализировать ее исходя из истоков и начал — часто насильственных и несправедливых.

Дискредитируя идею Блага, Макиавелли убеждал людей рассматривать зло — под маской хитрости, силы, грубости — как естественный источник порядка, замкнутого на самом себе. В принципе Гоббс исходит из тех же посылок. Он сознает провал попытки построить политическую теорию на идее естественного или сверхъестественного Блага, считавшегося долгое время основой политического, да и вообще всякого человеческого действия.

94 Политическая философия Сартра как программа культурной революции. .. свободы, переживает стыд, гордость, страх, любовь – все эти чувства, по Сартру, Здесь Сартр возвращается к политической философии Гоббса.

Гоббс Томас Гоббс родился в г. После окончания провинциальной школы ему удалось поступить в Оксфордский университет и затем устроиться воспитателем в семью английских аристократов. Это позволяет ему не только вращаться в аристократических кругах, но и путешествовать со своими воспитанниками по Франции и Италии, знакомиться с последними достижениями европейской науки.

Английскую революцию Гоббс расценил как тяжелейшее социальное бедствие и с началом революционных волнений переселился в Париж, где прожил около 11 лет — Тем не менее мыслитель продолжил разработку своей философской концепции. Гоббс умер в г. На жизнь Гоббса и на его политические воззрения и научный интерес к проблемам политического устройства общества, совершенно очевидно, повлияли самым непосредственным образом события английской революции.

У него сложилось твердое убеждение в том, что никакие притеснения и тяготы, связанные с жизнью в государстве, не сопоставимы с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой общественная смута и гражданская война.

Полемика Сартра и Хайдеггера