Концепт метафизического страха () в немецкой философии

Остались идеалы материального потребления, дополняемые пессимизмом людей духовного склада. Все это предопределило появление и специфику нового философского направления — экзистенциализма лат. Основная черта экзистенциализма — обращенность к отдельной личности, восстановление и возвеличивание роли индивидуальности в общественном развитии. Главное внимание экзистенциалисты уделили наиболее важным, с их точки зрения, состояниям и чувствам человека, таким как тревога, страх, совесть, забота, отчаяние, любовь и т. В исторических и эволюционных концепциях упор делается на объективные законы развития, которые ведут к неизбежному лучшему будущему, а человек предстает как простой исполнитель мировой необходимости. С точки зрения экзистенциализма таких законов нет, и человек остается с самим собой перед лицом неизбежной смерти. Поэтому самым естественным состоянием человека, в котором он раскрывается наиболее полно, является страх.

Страх смерти.

Понятие философской веры Если мы спросим, из чего нам исходить и к чему идти в нашей жизни, то ответ будет: Один теолог недавно сказал: Если бы дело действительно обстояло так, то философии бы не было, а была бы только, с одной стороны, история философии как история неверия, т.

К. Ясперс называет это сознание «единственным небожественным .. Этот страх калечит первооснову человека: его изначальная тоска по.

Ясперса о самоубийстве в разные периоды его творчества было разным. Оно изменилось как по способу рассмотрения 1. Можно выделить четыре периода. Период психиатрии Основное его произведение этого периода: Первое издание вышло в году, тогда это была еще относительная тонкая книга. Этот труд Ясперса широко известен.

Таким образом, модификация психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Человек - архетипическое существо. Выработка социального характера 5. Проблема гармонии личности и мира.

Исследование проблемы страха, без сомнения, требует учитывать опыт психоло- . К. Ясперс определяет ситуацию следующим образом: « Ситуацией.

В настоящее время в гуманитарных науках в связи с повышенным интересом к роли культурной личности все большее внимание уделяется анализу концептов — слов, несущих в себе потенциальный заряд огромного опыта предшествующих поколений, культуры и менталитета всего народа. Степанов определяет концепт как микромодель культуры. Следовательно, концепты — это одновременно элементы культуры и ключи к ее пониманию. Благодаря их анализу мы познаем культуру народа.

Совокупность концептов составляет национальную концептосферу. Важной проблемой исследования менталитета народа и его национальной картины мира является установление существующих в его концептосфере ключевых культурных концептов. Эта проблема носит интердисциплинарный характер, так как она включает в себя аспекты философии культуры, культурной антропологии, лингвистики и этнопсихологии.

Научные обсуждения

Экзистенциализм В качестве предшественников экзистенциализма историки называют датского мыслителя в. Кьеркегора, русских философов Н. Круг предшественников экзистенциализма может быть расширен, поскольку центральная проблема экзистенциализма — мир человеческой личности, мотивы одиночества, ответственности, отчуждения и свободы близки всей европейской культуре.

Карл Ясперс о многоуровневой структуре сознания .. Мы, родившиеся после Холокоста, испытали страх второго Холокоста, и все.

Ясперс Карл - - немецкий философ, один из основателей экзистенциализма"философия существования". Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С по год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В году защитил докторскую диссертацию"Общая психопатология" у Виндельбанда.

Вышедшая в свет в году работа Ясперса"Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете. В - годах отстранён от преподавательской деятельности, в году запрещена публикация его работ. С по год - профессор философии Базельского университета.

Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей.

Тема 17. Проблема подлинности и неподлинности существования в экзистенциализме.

Экзистенциалистская философия во Франции Ж. Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России Лев Шестов, Николай Бердяев , после войны — в Германии М. Ясперс и в период 2-й мировой войны во Франции Ж. Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия. Своими предшественниками они считали Киркегора, Достоевского, Ницше, Гуссерля.

Страх переносится наработу: нужно трудиться больше и лучше, чтобы не быть Выход Ясперс видит в принятии личностью религиозной философии .

Философия Ясперса кратко Описание: Ясперс, видный философ в. Цель философии - помочь обрести независимость отдельному человеку. Чтобы достичь эту независимость, человек должен жить в постоянном духовном напряжении. О философии можно сказать то, что глупец однажды, прокричал вслед Конфуцию: Но наряду с этим он вскрыл и низость жизни, ложь и грязь эпохи.

Перед философией, подчеркивает мыслитель, стоит задача вновь обосновать подлинный разум в самой экзистенции, то есть в глубине личного существования человека, в его самых интимных переживаниях. Эта задача содержит в себе ряд моментов: Сегодня же много фальшивого покоя, утверждает Ясперс. Этот покой надо превратить в беспокойство, призывал К.

Мир создан из ничего и есть сам по себе ничто. Смысл в том, что делает человек, подчеркивал мыслитель.

Философия Ясперса кратко

Баринов - Эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философии Добавил а Социология Д. Анализ эволюции представлений о страхе и тревоге в истории философии показывает, что в работах многих философов предприняты попытки изучить природу страха и тревоги, дать им антропологическое и онтологическое обоснование, классифицировать формы и виды страха, продемонстрировать его связь с другими состояниями психики.

Важной составляющей философских теорий является анализ социальных аспектов страха и тревоги как элементов социального поведения и управления.

Карл Ясперс. Духовная ситуация времени .. Под влиянием таких мыслей возникает страх оказаться несовременным. Все внимание.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознавания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы.

Иными словами, психопатология есть результат неэффективных способов преодоления смерти. Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. Жизнь и смерть взаимозависимы; они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. Смерть — первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии.

Сёрен Кьеркегор о личности.

В качестве основоположника экзистенциальной философии Ясперс называет Кьеркегора. Термин экзистенциализм использует в названии своей работы Жан-Поль Сартр фр. Атеистический экзистенциализм отвергает, что за сущими явлениями может стоять таинственное Сущее Бог , определяющее их"сущность" или истину.

К. Ясперс очень многим интересен историку философии, которы экзистенциальный страх вызывает переживание возможности.

Прежде всего, вопрос о том, является ли тревога эмоцией, предполагает определение самого понятия эмоция. Я хотел бы остановиться на рассмотрении этого вопроса в книге Симонова"Эмоциональный мозг", где приводится следующее определение эмоции: Мирошникова, посвященного психическому стрессу: Это восприятие, представляющее собой в первый момент бессознательную, интуитивную оценку, вызывает тенденцию к действию, переживаемую субъектом в зависимости от силы стрессора, в виде простого желания или интенсивной потребности сделать что-то для избежания или устранения стрессора.

Такой двигательный импульс с его психологическими и физиологическими коррелятами и есть эмоция". Майк Петрович Мирошников за микроскопом. Источник фотографии Очевидно, что и определение эмоции, данное Симоновым, и определение М.

ХРИСТИАНСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. ФИЛОСОФИЯ КАРЛА ЯСПЕРСА

Александр Ирвин Философия истории К. Ясперса Основная тема философии истории К. Ясперса — — тема единства мировой истории [40]. Ясперс скептически относится к популярной в 20—е г. Согласно теории культурных циклов, из чисто природного человеческого существования вырастают, наподобие организмов, культуры в качестве самостоятельных форм жизни.

КОММУНИКАЦИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ: К. ЯСПЕРС И М. трагического опыта тоталитаризма и исполнена страха перед народом и.

Ясперс дает ясное членение прошлой истории человечества, выделяя ключевые ее периоды, правильно подчеркивает, что формирование единого человечества является одной из ключевых проблем современной философии истории. Философии истории Тойнби и Сорокина сконструированы так, как если бы никакой истории в. Достоинством концепции Ясперса является то, что в ней современности уделяется самое пристальное внимание.

Первое — это общество, основанное на рыночной экономике и предполагающее свободу своих индивидов, второе — тоталитарное общество, опирающееся на тотальное планирование и ведущее к бесчеловечному расточительству человеческих жизней, к террору и деспотии, к неведомому ранее рабству. Вместе с тем Ясперса интересует главным образом одна тема — формирование единого человечества и становление мировой истории.

Объединение человечества не может опираться, полагает Ясперс, на какую-то новую религию или на одну из существующих мировых религий. Основу единения человечества Ясперс видит, прежде всего, в философской вере, являющейся одинаково значимой для всех людей и основывающейся не на откровении, а на опыте.

Философская вера, поясняет Ясперс, потому и вера, что существование трансцендентного не может быть доказано с помощью положительных аргументов разума; но она потому и философская, что все-таки предполагает знание о существовании трансценденции, знание о непознаваемом, подтверждаемое отрицательными аргументами разума. Будучи христианским философом, Ясперс вместе с тем подчеркивает: Поэтому поиски единства истории связаны у Ясперса с отстаиванием многообразия, неотменяемого этим единством.

Возникнув в осевую эпоху, единящие Европу, единящие человечество понятия, ценности, духовные структуры долгое время сохраняли свое влияние на умы и деяния людей. Но оно постепенно ослабевало.

Принцип познания [Фактор понимания]